Грок появлялся в первом отделении программы в одной из сцен, которая входила в его репертуар двадцать лет тому назад, и в продолжение четверти часа делил со своим старым партнером Антонэ славу. Антонэ облачился в свой самый блистательный костюм. Надо сказать, что в ту пору, которую Антонэ и Грок хотели теперь воскресить, костюм Антонэ не был столь роскошным. Но разве мог артист отказать себе в удовольствии украсить воспоминание о своем дебюте всеми завоеваниями последующих лет?
Сравнивая манеру, с какой Грок представлял традиционного рыжего в антре, с манерой, которая сделалась характерной для его оригинального стиля соло-клоуна, можно определить степень прогресса комической клоунады за тридцать лет и установить существенное различие между игрой клоуна, участвующего в дуэте или трио и работающего в контакте со своим партнером, с игрой клоуна, который выступает один и, стало быть, ни от кого не зависит. Однако критики ограничились тем, что рассыпались в единодушных похвалах, и не сделали никаких интересных наблюдений. Так или иначе, но Грок показал, насколько далеко он ушел-по стилю и по манере игры - от образа первоначального рыжего-глупца; если некоторые черты этого персонажа еще оставались в нем, то только как воспоминание о его первых шагах на арене. После представления друзья Антона и Грока поздравили обоих артистов. Довольный Грок обнял своего старого партнера. - Антона был для меня хорошим учителем,- заявил он собравшимся. - Я должен признаться,- скромно заявил Антонэ,- что у меня всегда были хорошие матросы. Этой фразой он словно воздавал своим партнерам то уважение, которое оказал ему Грок. После первой мировой войны Грок возобновил свою артистическую деятельность совместно с партнером Максом Ван Эмде-ном. Макс выходил в обличье салонного скрипача, на нем был вечерний костюм корректного и изысканного человека. Он ничем почти не отличался от Джео Лоля, первого партнера Грока, и позволял Гроку вставлять в нужный момент фразы, производившие комический эффект. Таким образом, Грока нельзя считать эксцентриком в чистом виде, артистом, выступающим соло, он - клоун. Если лишить его номер другого участника, то этот номер уже не будет относиться к комической пантомиме. Если лишить этот номер диалога, который нередко переходит в монолог, то он превратится в сложный аттракцион, состоящий из жонглирования, комических гримас, музыки и акробатических прыжков, но все это никак не будет связано одно с другим. Вот почему Грок нуждался в хорошем и ярком партнере. Хотя вопрос о партнере приобретал особое значение в таком номере, с каким выступал Грок, он расстался с Максом Ван Эм-деном и расстался при таких обстоятельствах, что тот заставил «патрона» выплатить себе 59 717 франков неустойки за полгода, не считая 180 тысяч франков компенсации за моральный и актерский ущерб, который причинил ему Грок, вздумавший отказаться от услуг партнера, выступавшего с ним четырнадцать лет подряд. |