Семнадцатого апреля 1924 года Грок, выступавший в Лондоне, устроил завтрак в честь своих старых товарищей.
Эксцентричный Уолтер, старшина английских клоунов, был далеко от города и не мог присутствовать на завтраке. Но прибыли такие представители старой гвардии, как Уилл Сэмпсон, Джонс и Фред Деланей, которым было соответственно семьдесят шесть, семьдесят четыре и шестьдесят шесть лет, Гарри Пауло, которому исполнилось семьдесят семь лет. Ветераны цирка пустились в воспоминания и словно помолодели. После этого Грок так и не появлялся в Англии: деловые соображения удерживали его вдали от нее. В апогее славы с него вполне хватало турне по различным странам европейского континента. Но между двумя гастрольными поездками заграницу Грок обязательно приезжал в Париж, словно для того, чтобы пополнить там запас уверенности в себе. Он снова закалялся в жаркой температуре успеха, в котором ему по-прежнему не отказывали верные почитатели его таланта. И все же Грок начал мало-помалу прибегать к хитрости. Он все чаще объявлял в прессе, будто намерен оставить свою профессию и выступает, мол, в последний раз. Журналисты и авторы рекламных статей, не без ведома директоров цирков, поддерживали эту невинную ложь. В декабре 1924 года Грок заканчивал год в «Ампире». У каждого, кто видел его номер, оставалось ощущение, что он достиг высшей степени мастерства. Изменения, которые артист мог бы еще внести, относились бы лишь к деталям, но не затрагивали бы основного - стиля игры. Публика мюзик-холла, по крайней мере во Франции, была пресыщена; и тогда Грок, клоун Грок, этот алхимик юмора, Грок - сын Полишинеля и брат Чарли Чаплина, Грок - король буффонады, принял предложенный ему цирком Медрано ангажемент. Прошло уже больше двадцати лет, как он покинул арену цирка. Любопытство зрителей было задето за живое. Многие любители циркового искусства спрашивали себя, не исчезнут ли неуловимые достоинства номера Грока, отличавшегося такой силой воздействия и эмоциональной убедительностью, в огромном помещении цирка? Сможет ли Грок, привыкший к тому, что в мюзик-холле зрители сидят только перед ним, покорить публику цирка, сидящую и впереди, и позади, и по бокам от артиста. Все это были никчемные вопросы. Совершенная игра Грока привела в восторг зрителей цирка, которые устроили этому музыкальному клоуну бурную овацию. Так совпало, что Грок встретился в цирке Медрано с Антонэ. Антонэ на целый месяц уступил Гроку славу звезды первой величины, которой он пользовался вместе с Беби. Желая воздать должное своему прежнему партнеру, Грок захотел вновь выступить в роли рыжего при Антонэ. |