Голос Грока! Он внушает нам мысли и образы не только словами, нет, самый тембр его голоса, кажется, пропитан необычайной силой убедительности. А как умело он задевает все струны нашей души, как искусно он вызывает смех. «Шутки в сторону!» и «Почему?»...- эти его восклицания поистине незабываемы.

В такой же мере, как и голос Грока, вызывает восхищение и виртуозность его изысканных жестов, стремительно сменяющих друг друга и исполненных сатирического значения.

Какого терпеливого труда потребовал от артиста знаменитый клоунский трюк, когда Грок, перекинув смычок через плечо, наподобие ружья, и двигаясь строевым шагом, умудрялся принимать самые невероятные позы, подвергая нешуточной опасности свой спинной хребет! В это время он, бесспорно, достигал вершин акробатической клоунады.

Глядя на него, невольно ловишь себя на мысли, что перед нами - гениальность в сочетании с трудолюбием.

То, что всякий другой предоставил бы стихии импровизации, Грок терпеливо продумал и отрепетировал, тщательным образом наметил малейшие штрихи своего номера, подобно тому как гравер намечает мельчайшие штрихи офорта. Ни на одно мгновение он не позволяет себе прервать упорный и многолетний труд. Грок поражает наше воображение своей игрой, блещущей новизною и свежестью, а ведь на самом деле она - результат двадцатилетней упорной работы: ее совершенство порождено каждодневным трудом.

И это рождает ощущение чуда... Грок, быть может, сам того не подозревая, великолепно иллюстрирует положение о том, что гений - это терпение.

Тщательность, терпение, человечность, гениальность - таковы слова, которые чаще всего употребляются в отзывах, превозносящих Грока. Мы охотно подписываемся под ними, мы и сами не раз подчеркивали присущие артисту тщательность и терпение.

Если попытаться наиболее точно определить амплуа Грока, то следует признать его рыжим. Но, как известно, существует много различных типов рыжих: глупцов, простофиль, флегматиков. Грок занимает среди них особое место - он приближается к типу интеллектуального эксцентрика. Отсюда и возник конфликт между ним и Антонэ, клоуном, который ревниво оберегал свою главенствующую роль. Ведь для того чтобы один из двух, совместно выступающих артистов, мог смеяться над другим, партнер должен выглядеть глупцом.

Грок понял - одного ума недостаточно, чтобы покорить публику. Нужно добиться контакта, взаимопонимания со зрителями. Он говорит мягким голосом, действующим на чувства слушателя и волнующим его; певучие интонации Грока смягчают резкость его речей, проникнутых беспощадным анализом. И это сближает его с традиционным образом рыжего, горемыки, жертвы или своего партнера-клоуна, или судьбы, обстоятельств, различных жизненных ситуаций. Грок походил на беднягу рыжего, походил своим костюмом, интонациями, но на лице его лежала печать удовлетворения, на губах играла лукавая и коварная усмешка современного Тартюфа.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18