Говорят, что Грок употребил двадцать лет на то, чтобы довести до степени совершенства свой номер. Бесспорно, что Грок нашел основные контуры созданного им образа значительно быстрее, и успех пришел к нему много раньше. Ему не пришлось слишком долго нащупывать дорогу; этот комик удивительно своеобразного дарования сделался первоклассным артистом с благородной манерой игры. Точность, уравновешенность, остроумие, тонкость - вот те качества, которые подняли Грока над его собратьями.

Грок занимает промежуточное положение между музыкальным эксцентриком и говорящим клоуном. Вместе с тем он далеко отстоит от классического типа музыкального клоуна (такими клоунами были, например, Жожо и Рюте, а также братья Платтье) и от незадачливого рыжего. Вот почему у Грока, создавшего персонаж, поражавший воображение зрителей, но одновременно такой простой и почти наивный, не могло не появиться подражателей. Но так как эти подражатели редко находили для себя идеального партнера-помощника, то многие из них ограничились тем, что заимствовали у Грока лишь некоторые комические детали его номера.

Следует упомянуть Ж'юло и Анна, которые, начав с бездумного подражания Гроку, в конечном счете создали пародийный комический номер. Пизани с таким совершенством подражал Гроку, что даже был обвинен в плагиате.

Пожалуй, один только Нони оказался достойным соперником Грока. Он ни в чем не уступал ему. И все же судьба обошлась с Нони несправедливо (произошло это в 1930 г.).

Поняв сущность метода Грока, можно без большого труда копировать его. Но зрители не простили Нони того факта, что, выступая в манере Грока, он пользовался тем же оружием, теми же средствами. Нони подготовил почву для своих выступлений искусной и широкой рекламой. Подобно Гроку, он именовал себя величайшим клоуном мира, первым среди клоунов, знаменитейшим из клоунов и так далее. Но тог что было позволено Гроку, не позволено его подражателям. После своих выступлений в зале Ампир Нони (несмотря на то, что он был крупнейшим французским эксцентриком, пользовавшимся вместе с Жерменом Аэросом международной известностью) понял, что упорствовать бесполезно. Говоря о Нони, критики сбивались на разговор о Гроке: они видели в Нони не подражателя Грока, воздающего славу своему учителю, а его соперника,

А между тем номер «Фортепьяно», который Нони исполнял с участием своего партнера Ораса, флегматичного британца и строгого музыканта, походил на одноименный номер Грока не больше, чем тот - на антре «Кубелик и Рубинштейн». Тщательный анализ обоих номеров без труда показал бы, что если номер Нони и был похож с первого взгляда на номер Грока, то отличался от него многими оригинальными деталями и не был вульгарным плагиатом. К несчастью, созданный Нони образ слишком напоминал образ, созданный Гроком. Номер Нони был бесповоротно осужден. То, что в исполнении Грока нравилось публике, в исполнении Нони встречало осуждение. Правда, зрители находили Нони забавным, когда он представлял выступление джаза «Golden Serenaders». Но публика любит новизну. А в игре Нони ее было мало.

Когда срок контракта «второго величайшего клоуна в мире» истек, он сложил чемоданы и исчез.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18