Вот почему Ром разработал новый оригинальный рисунок своей роли, он старался добиться того, чтобы его манера исполнения стала как бы соединительным звеном между чисто французской, пикантной манерой Барио и отличавшейся необычайной четкостью итальянской манерой игры Дарио.
В пародии «Гамлет», которую до трио Дарио еще никто не разыгрывал в столь комическом плане, ибо артисты объединили в одно действие и сцену появления призрака, и сцену на кладбище, и сцену дуэли, Ром исполнял роль отца Гамлета, который, будучи смертельно ранен, неподвижно лежит на мягком ковре арены. Статисты, утомленные малопривлекательными обязанностями,- им приходилось поддерживать декорации - исчезают. Дарио и Барио, услышав хрип несчастного, решают, что с Ромом и в самом деле произошел несчастный случай, в испуге они скрываются за кулисами, оставляя умирающего одного. Свет прожекторов падает на его неподвижную фигуру. Ром продолжает свою роль, не замечая, что все его покинули. Затем он начинает удивляться, что люди, с которыми он прощается, ему не отвечают. Он приподнимается, оглядывается вокруг: арена пуста! - Ага! - произносит он с удивлением.- Ага! И вот происходит неуловимый переход от трагического эпизода к комедии, от драматической пародии к клоунаде: над артистом, который смеха ради изображал умирающего, взяли да и подшутили, подшутили «всерьез» его товарищи. Ром встает с пола. Его нельзя узнать. Он беспокойно начинает шагать по арене. Теперь и на него нападает страх. За ним неотступно следует его тень. Атмосфера на сцене меняется. Теперь Ром уже больше не Гамлет, король Дании, это несчастный рыжий, над которым подшутили его партнеры. - Ага! - повторяет он недовольным тоном. Ром впадает в задумчивость: он еще не может решить, надо ли ему продолжать играть свою роль, предусмотрено ли то, что с ним произошло, сюжетом представления? Затем, поняв, что ему уже нечего больше делать на арене, он принимает решение удалиться. Нет, больше его не обманут! - Ага! - повторяет он с угрозой. И зрители понимают: пусть только ему попадутся на глаза шутники, он с ними расправится. - Ага! Ага! И Ром удаляется за кулисы, сохраняя победный вид. Памятуя, что самое трудное для клоуна - достойным образом удалиться с арены, мы должны воздать должное игре Рома Всякое другое трио закончило бы пародию «Гамлет» банальным появлением всех артистов на сцене и изображением сцены «похорон»; или же на арену вышли бы полицейские и, разогнав артистов, арестовали бы убийцу; или артисты вместе с воскресшим Ромом сами напали бы на жандарма и вытолкали бы его за кулисы... Рому принадлежит большая заслуга в совершенствовании клоунской речи, речи прежде отрывочной, бедной, плоской, наполненной неправильными оборотами, унаследованными от английских клоунов. Ром был обязан в ту пору, когда он входил в трио Дарио, начинать номер, обращаясь к зрителям со вступительной речью, полусерьезной, полушутливой, которая создает нужную для действия атмосферу; речи эти напоминали обращение к зрителю в итальянской комедии. Изображая пьянчужку, Барио не мог брать на себя исполнение этой роли, которая, быть может, и не требовала особого искусства, но была совершенно необходима для успеха трио. Таким образом, Ром научился ораторскому искусству еще задолго до того, как его профессия циркового комедианта сделала это неизбежным. |