- Все понятно,- говорил он,-я влип...

Ром с помощью мимики и немногих слов умудрялся держать публику в курсе того, что будто бы происходит у него дома. Нелегко привести другой пример, когда бы столь скабрезный сюжет представлялся на сцене с такой силой и вместе с тем в столь корректных формах.

В антре «Обойщики» Ром изображал человека, на которого градом сыплются различные невзгоды. Краска, вода, клей, обои -все аксессуары, как в старинных пантомимах, участвовали в представлении и причиняли Рому множество неприятностей. Это антре, выдержанное в англосаксонской манере, представляло бы собой довольно банальную цепь различных трудных испытаний, выпавших на долю героя, если бы Ром не облагородил его своим исполнением. Он выказывал удивительный стоицизм, гордое терпение и презрение к злоключениям, жертвой которых был. Фарс принимал размеры бурлеска из-за диспропорции между событиями, происходившими в этой сцене, где на Рома выливали воду и клей, и невозмутимостью самого Рома, которого ничто не могло привести в уныние и унизить.

Злоключения для него - всегда повод к раздумью. Обнаруживает ли Ром в своем кармане раздавленное яйцо, застает ли он свою жену в объятиях кузена, выливает ли партнер кружку пива на его голову или он сам в пылу спора хватает закопченную сковороду и вымазывает сажей лицо,- Ром немедленно пускается в рассуждения. Он бессилен избежать ударов судьбы и не может объяснить себе их причины; из-за этого забавные приключения Рома начинают казаться порою трагическими, и буффонада пронизывается патетикой.

Жертва безжалостной судьбы, Ром постоянно делает героические усилия выполнить то, что от него хотят, но, увы, безуспешно!

В антре «Внимание! Идет съемка!» он играет роль артиста, дублирующего в фильме боксера, который должен потерпеть поражение в схватке, и выдерживает жестокую трепку. Идет репетиция, но оператор все время чем-то недоволен.

- Внимание! Идет съемка! -говорит он.

И Ром снова и снова выдерживает град ударов, он никогда не устает, сохраняя уверенность, что сейчас все получается лучше, чем в предыдущий раз, и что эта съемка будет последней. И пока ему объясняют, чего именно он не сделал, хотя должен был сделать, артист мысленно прикидывает тяжесть кулака своего партнера и измеряет расстояние, отделяющее его от того места, куда он отлетит, когда этот кулак опустится на его челюсть. Ром смотрит на лицо режиссера, желая понять, почему все так плохо получается, и удивляется, почему человек этот, который ничего не делает, выглядит таким усталым.

Искать и не находить - вот суть философии Рома, если только можно говорить о его философии. В своей игре он даже не пытается избежать нападок враждебных сил, ибо знает, что ему не удастся их избежать. На его лице можно прочесть выражение спокойствия, а не пассивности. Он не подавлен, он - мудр. Но артист, который в Роме сильнее клоуна, не дает ему покоя. Ром, к счастью, никогда не бывает доволен достигнутым. Порто был прежде всего исполнителем. Ром не просто исполнитель, он - творец.

Характер таланта Рома делает его прямым наследником клоунов старшего поколения - Беби, Барио и Порто. Он много наблюдал за их игрой. Он слишком часто бывал не только их партнером, но и соперником и поэтому испытывал на себе их влияние. Слово «индивидуальность» не имеет существенного значения в цирке. Самый оригинальный цирковой артист избирает своим девизом слово «подражание». Позволим себе не согласиться с уважаемым автором. Конечно, в цирке очень сильно влияние традиций. Но в русском и советском цирке каждый действительно выдающийся клоун - Анатолий Дуров, Виталий Лазаренко, Леон Таити, Карандаш, Константин Берман, Акрам Юсупов, Олег Попов, Юрий Никулин и другие - стремится быть прежде всего своеобразным, неповторимым.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13