Какой великолепный урок для тех «индивидуалистических натур», которые охотно заимствуют у других, но умалчивают об этом!
Так или иначе, признавая публично то, чем он обязан своим предшественникам, Ром подчеркивает, что дух, живущий в каждом из артистов цирка, постоянно объединяет их в одну семью, несмотря на трудности, вражду и упорные разногласия, без которых не обходится жизнь клоунов. Выступления Рома с Манетти проходили с неизменным успехом. Он был признан ведущим клоуном цирка Медрано. Его слава частично затмевала общепризнанную славу Порто. Всеми теми почестями, которые ему воздавали, Ром был обязан не случаю, а своему упорному труду. Он был клоуном, для которого специально писали фарсы. Авторы клоунского репертуара знали, что Ром способен вдохнуть жизнь в самую плоскую пантомиму. В 1932 году Ром в содружестве с Эмилем Луайялем участвовал в представлении «Арена нод водой»; артисты приложили немало усилий, чтобы оживить действие этой пантомимы, которая состояла главным образом из серии падений и прыжков в бассейн. Безусловно, в цирке нелегко поставить пантомиму, которая не была бы смешной или претенциозной по сравнению с большими ревю в мюзик-холле или кинематографическими обозрениями. Несмотря на это, дирекция цирка Медрано поставила грандиозное представление клоунов под названием «Ром в Риме»; текст этого представления, в котором Ром исполнял главную роль, был написан Эмилем Рекордье. То было цельное цирковое зрелище, не распадавшееся на отдельные номера, богатое многочисленными комическими положениями - то фантастическими, то поэтическими, то необычайно смешными. «Ром в Риме» - это не драма и не комедия, это - клоунада, грандиозное зрелище, в котором участвовали все клоуны цирка Медрано. В сценарии этого обозрения не было ни одной драматической или комедийной ситуации, которая требовала бы участия артистов, не имеющих отношения к цирку. Клоуны сами с блеском справлялись со своими ролями. В обозрении участвовали Ром, превратившийся в Ромулуса, Манетти, ставший Манеттитусом, Алекс, выступавший под именем генерала Александра. Порто превратился в капитана Портобуса, Тони Бастьен - в Тонитуса. Автор обозрения Рекордье исполнял роль Нерона, а Булико - роль императрицы Октавии. На арене был воссоздан римский цирк, который необыкновенно смахивал на цирк наших дней. |