Пипо дебютировал в Льеже на арене цирка Валленда; он был представлен публике как «самый юный наездник в мире». Мальчику было в то время четыре года, он выезжал на манеж верхом на пони. Но свое истинное призвание Пипо осознал лишь в 1914 году, когда он попросил своего дядю Тони, рыжего, приобщить его к клоунской профессии.
Пипо с радостью принял предложение Страссбургера -выступать партнером Рома. Он впервые встретился с Ромом в цирке Пальмедо в городе Мюльхаузе, где Ром вместе со своим братом Рафаэлем выступал в дуэте музыкальных эксцентриков. Вернувшись во Францию, Ром выступил вместе с Пипо Сосма-ном в цирке Медрано. К тому времени умер Порто; умер и Поль Фрателлини, а слава его братьев уже заметно померкла; Кайроли находились в Англии; Поло Эндрью остался без партнера; лавры братьев Дарио в значительной мере увяли; великолепный Беби с горечью сознавал, что стареет, с тоской он изо всех сил старался поддержать свою былую славу. Остававшиеся в цирке клоуны, с сокрушением взирая на шапито, ютившиеся в сараях, выступали для солдат, рабочих, в лагерях для заключенных, старались рассмешить публику, очень мало расположенную к веселью. Среди относительно молодых клоунов, впервые выступивших на арене в 30-е годы, можно назвать Рома, работавшего с Пипо в цирке Медрано, Заватта и Алекса. Теперь на долю этих клоунов выпала задача спасти от забвения то, что можно было спасти, поддержать хотя бы на относительно высоком уровне искусство клоунады, потому что рассчитывать на Фрателлини, Дарио, Чарли Плеса, Деспара и Чарлея, утомленных и растерянных, не приходилось. Ром сохранил все те качества, которые ему принес опыт; он не оставил честолюбивых замыслов - вновь вернуть себе место ведущего клоуна и с помощью Пипо оттеснить на задний план содружество Маисса и Беби. Ром и Пипо разыгрывали на арене такие неувядаемые антре, как «Телевидение», «Внимание! Идет съемка»!, «Разбитое зеркало», «Ясновидящая», «Гамлет», которые в свое время принесли Рому успех. Дело тут было не только в личных вкусах и пристрастиях Рома: сценки эти отличались бесспорными достоинствами и могли быть причислены к лучшим образцам клоунады довоенного времени. Благодаря Пипо Рому не приходилось сожалеть о Манетти, который выступал в различных провинциальных цирках на амплуа рыжего. С таким партнером, как Ром, не расстаются без некоторого ущерба для себя. Напротив, Пипо, выступая вместе с Ромом, много выигрывал. Он обладал голосом приятного тембра, который благодаря легкому фламандскому акценту казался особенно звонким и чарующим; речи Пипо звучали непосредственно и убедительно. Артист выходил на арену в строгом, изысканном костюме. Пипо Сосман успешно помогал Рому выступать в годы войны и поддерживать едва тлевший огонек искусства клоунады, чтобы он окончательно не угас. Артисты французского цирка хорошо помнили, что Париж всегда был местом, где клоуны Западной Европы получали признание и известность. |