Попытка внедрить в цирке новую форму пантомимы, которую можно было бы назвать «убыстренной пантомимой», исполняемой с кинематографической быстротой, заслуживает одобрения.

Сценки «с затемнением»,- эти подлинно комические эпизоды, как писал Легран-Шабрие,- хотя и требовали множества аксессуаров и дополнительных участников, свидетельствовали о том, что комические артисты в состоянии обновить не только репертуар клоунады, но и ее характер. Следовало воздать похвалу клоунам Кайроли за инициативу и, не жалея усилий, содействовать их успеху.

На самом деле произошло совершенно противоположное: коллеги по профессии рстретили новаторство Кайроли скептически. Как известно, всегда находятся люди, которые стонут по поводу будто бы плачевной судьбы клоунады. Они, дескать, весьма сожалеют о том, что никто не понимает их стремления к новому. А на самом деле они постоянно оглядываются на прошлое и строят неосуществимые прожекты на будущее. Так они и бродят вокруг арены, коснея в своих заблуждениях.

Надо сказать, что зрители также не оценили всей прелести сценок «с затемнением»: этому помешали привычки и укоренившиеся в них вкусы. Леность ума всегда настраивает публику против любых новшеств; но можно не сомневаться, что если бы попытка Кайроли была поддержана другими клоунами, то зрители воспринимали бы эти скетчи как необыкновенно забавное зрелище.

Чрезвычайно интересное разнообразие сценок «с затемнением» вступало в противоречие с логикой представления, благодаря которой антре превратились в настоящие одноактные пьесы с диалогом и моралью. Вот почему, наблюдая на арене цепь различных происшествий и фактов, вереницу образов, почерпнутых в самых разнообразных кругах общества, следя за ходом действия в этих разрозненных сценках, которые разыгрывались в героической, комической или бурлескной манере, публика по привычке ожидала в конце ясного вывода, четкой морали. А между тем сценки «с затемнением» предоставляли зрителям свободу самим додумывать мораль.

Короче говоря, интерес публики к сценкам «с затемнением» был ничтожным.

Но, так или иначе, Кайроли принадлежит первая попытка заинтересовать публику новыми формами циркового зрелища, которая, надо надеяться, не останется бесплодной. Можно также рассчитывать, что теперь найдутся другие артисты, которые рано или поздно разрешат эту самую трудную из всех задач, стоящих перед цирком.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10