Благодаря Люсьену Годдару партнеры достигли той непринужденности, которая придает фантазии клоунов почти невесомую легкость. Шоколад-сын и Порто были первоклассными комиками. Они избавили клоунаду от многих недостатков, ей присущих, и подняли такие антре, как «Мумия», «Гладиаторы» или «Ясновидящая», до уровня высокой комедии. Выступая вместе с Шоколадом в сцене «Немой вор», Порто выказал талант прирожденного мима, комического артиста, обладающего огромной силой воздействия на зрителей.

Порто, арестованный за бродяжничество, предстает перед судьей Шоколадом. Притворяясь немым, чтобы легче избежать ответственности, Порто отвечал на все вопросы судьи весьма своеобразным способом: он исполнял на скрипке популярные мелодии.

- Кто вы такой? - спрашивал судья.
- Я сын сапожника,- пела в ответ скрипка Порто.
- Где вы родились?

Порто в ответ играл мелодию песенки Аристида Брюана, из которой можно было понять, что он родом из Мениль-монтана.

- Где вы живете?
- «Под мостами Парижа»,- отвечала скрипка.

Все обстоятельства правонарушения, совершенного Порто, разъяснялись также с помощью музыки. Шоколад довольно потирал руки и втайне радовался. Он хладнокровно допрашивал подсудимого, как это делает следователь, и насмешливо наблюдал за своей жертвой. То был клоун, в руках которого рыжий бьется, как бьется мышь, попавшая в лапы к кошке. Рыжий заранее казался жертвой, он должен был понести наказание, потому что потешался над собственными злоключениями. Но неожиданно суровый судья испытывал прилив отеческих чувств к шутнику-музыканту, ему становилось жаль его. И он оправдывал бродягу Порто. После минутного замешательства Порто вдруг забывал о роли немого, дар речи неожиданно возвращался к нему, и с его уст слетали слова благодарности. Этим он придавал сценке наивные черты фарса и лишний раз доказывал, что в цирке, как и в ярмарочном кукольном театре, хитрецом часто оказывается не тот, кого принимают за хитреца.

Потешаться над собственными злоключениями, видеть смешные стороны своих эмоций - таковы характерные черты исполнительской манеры Порто. Ему, казалось, было предназначено судьбой изображать козла отпущения и глупца, но Шоколад-сын был достаточно умным клоуном, чтобы не обрекать своего партнера на традиционную роль обездоленного рыжего. Шоколад и Порто были неутомимыми спорщиками и говорунами, они не уступали друг другу, каждый старался взять верх над партнером; так было до тех пор, пока они выступали вместе. Их содружество было проникнуто духом итальянской комедии масок, тесно связанной с бурлеском. В каждом из них было нечто от Капитана, этого враля и хвастуна.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14