И профессор начинал ударять Порто по голове. На двадцать пятом ударе Порто неожиданно возвращался к реальности, срывал повязку с глаз, яростно накидывался на зрителя-сообщника клоуна, и служащие арены с трудом удерживали его от расправы над шутником.

В пародии «Кормилица» Порто также исполнял женскую роль и, надо сказать, исполнял ее с блеском. Одетый кормилицей, он садился среди зрителей; едва клоун начинал номер, раздавался детский плач.

- Тише, крошка,- шептал Порто.- Не плачь. Сейчас ты позабавишься.

Ребенок снова начинал плакать. Клоун останавливался, у него вырывалось движение досады, он молча ждал.

- Я не виноват,- заявлял Порто.- Я делаю все, что могу. Попробовали бы вы побыть на моем месте.

У Кайроли снова вырывался нетерпеливый жест.

- Если вы думаете, что это так приятно...- продолжал Порто.

Вскоре кормилица-Порто приходила в ярость. Она становилась в позу жертвы: бранилась, угрожающе размахивала руками. Выходила из себя. Зрители присутствовали при самом необычайном зрелище комического гнева.

Порто ни перед чем не останавливался, добиваясь полного слияния с изображаемым им персонажем. Кормилица обращалась к своему соседу, жаловалась ему на ребенка. Тот, понятно, вежливо, но твердо отказывался выслушивать эти жалобы, и тогда Порто снова выходил из себя.

Тщетно Кайроли пытался объяснить кормилице, что она мешает ему работать. Его замечания только усиливали гнев кормилицы. Она призывала в свидетели всех святых и осыпала клоуна проклятиями, возмущенно дергала плечом, выставляла подбородок вперед, обращалась за сочувствием к публике.

- Вы просто пользуетесь тем, что я - женщина, мать семейства... Что моего мужа нет здесь... Если бы я была мужчиной, вы не посмели бы себя так вести...

Порто весь дрожал от негодования, он совал младенца соседу и делал вид, будто собирается перешагнуть через барьер, чтобы по-свойски поговорить с ошеломленным клоуном. Это уже не пародия, не карикатура на сухопарую кормилицу, это - шарж, резкая сатира на неистовую женщину, потерявшую голову от ярости.

Нужен еще один шаг, и Порто уже не будет нуждаться при исполнении этой сцены в участии клоуна. Клоуна без труда заменит шпрехшталмейстер. Благодаря Порто рыжий завоевывал новые позиции. Он высвобождался из-под влияния клоуна и ступал на путь сольного исполнения, где открывался простор его творческой фантазии.

В сценке «Сомнамбула-клептоманка», которую Порто разыгрывал вместе с Алексом (Бюньи), когда расстался с Кайроли, рыжий играл главную роль; он демонстрировал средствами мимики добродушную иронию, перед нами снова был лукавый озорник и лицемерный шутник. Положительно, в Порто было нечто от Скапена.

Алекс рассказывал партнеру о болезни своей жены. Она была сомнамбула. Во сне она поднималась и ходила. Будить ее было опасно: она могла умереть. Кроме того, больная была клептоманка. В состоянии сна она выходила на улицу, воровала товары с витрин магазинов, залезала в карманы к прохожим. Алексу приходилось следить за женой, незаметно следовать за ней и на следующий день возвращать владельцам украденные ею часы, драгоценности и бумажники.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14