Расположившись на земле, Порто поочередно извлекал из корзины хлеб, яйца, бутылку вина, салфетку и прибор; царившая вокруг тишина передавала атмосферу сельского покоя и полного одиночества, чего не могли бы воссоздать никакие декорации. Порто молча расстилал салфетку, ставил на нее стакан, точил нож, откупоривал бутылку, посыпал солью яйцо, откусывал от бутерброда, то есть делал то, что делает всякий любящий поесть человек; глядя на уморительные ужимки Порто, публика уже веселилась.

Пока Порто закусывал, Алекс незаметно подкрадывался к нему и тайком выпивал вино, которое было налито в стакан. Обнаружив, что кто-то выпил его вино, Порто подозрительно смотрел на зрителей, сидевших в первом ряду в непосредственной близости от него. Чувства, отражавшиеся на его лице, были сложными: казалось, он одновременно и поздравляет зрителей с тем, что они понимают толк в вине, и осуждает за то, что они полакомились за его счет. Чтобы избежать нового покушения на его вино, Порто собирал свои съестные припасы и переходил на другой конец арены; однако там повторялось то же самое, пока Порто наконец не хватал Алекса за руку.

Комедия без слов дает клоуну возможность изобразить лишь самые обыденные и простые чувства. Вот почему антре «Завтрак на лужайке» был "только редким исключением в репертуаре Порто: он предпочитал участвовать в сценах с диалогом, где его комические способности получали больший простор. Но исключение это могло бы в свою очередь превратиться если не в правило, то в определенный метод игры, и новое поколение клоунов получило бы возможность воспользоваться техникой игры, которую Порто разработал бы, если бы продолжал свои опыты в этом направлении.

Однако вторая мировая война помешала ему сделать это.

В ноябре 1941 года парижские газеты сообщили о полученном из Канна известии: клоун Порто скончался там в возрасте пятидесяти лет.

После оккупации большей части Франции в 1940 году Порто уехал в Португалию; по расовым соображениям немецкие власти отказались разрешить ему въезд в Париж. Порто сначала выступал вместе с Филипом Кайроли и Маиссом в Лиссабоне, а затем ему удалось переехать в Канн, французский город, находившийся в то время в неоккупированной зоне: Порто получил там ангажемент вместе со своим последним партнером Маиссом. Но вскоре великодушный друг перевез его на одну из ферм в Манделье, здесь Порто тщетно боролся против неожиданно обострившегося легочного заболевания, которым он уже давно страдал, и через несколько недель умер.

Кто среди молодых клоунов, знававших Порто, мог бы воссоздать манеру игры, характерную для него?

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14