Созданный им оригинальный образ рыжего в парике цвета слабо обожженного кирпича, в пиджаке цвета яичного желтка, в красной манишке, выглядывавшей из-под ослепительного белого жилета, с высовывавшимся из кармана платком, с гранатового цвета зонтом превосходил своей красочностью всех современных ему рыжих. Его исполнительская манера, отличавшаяся меланхолической иронией и вызывающим лукавством, являла собой пример исполнительской манеры рыжего, порвавшего с традицией циркового комика; такую попытку порвать с традицией уже делал Маленький Уолтер, ее продолжали рыжие интеллектуального типа и завершил Ром (Анри Спрокани).

Порто создавал образ человека, постоянно охваченного тревогой и беспокойством, человека, который не желает мириться со своим положением и считает необходимым протестовать: протесты такого рода остаются иллюзорными, пока это - протесты одиночки, они приобретают значение, когда становятся единодушными. Порто задевал за живое большую часть зрителей, посещавших цирк Медрано, где он дебютировал, где рос и развивался его талант; то был любимый цирк простых людей Парижа.

Порто был не просто рыжим, бедным родственником, заброшенным человеком, который хочет вновь войти в состав большой человеческой семьи, откуда он изгнан судьбой. К удовольствию зрителей он пытался отстаивать права и интересы рыжего, с самого своего появления на арене цирка боровшегося с клоуном за равноправие. Мы уже говорили о том, в какой зависимости от клоунов находились рыжие. В том, что Порто требовал лучшего положения для рыжего, зрители усматривали знамение времени.

Важнейшая особенность его таланта состояла прежде всего в силе эмоционального воздействия. Порто избегал экстравагантных выходок, которые лишают первоначальную ситуацию ее чистоты, когда действие запутывается и развязка уже не имеет никакого отношения к основной интриге.

Выступая в содружестве с Алексом (Бюньи), Порто упорно стремился вернуть себе положение ведущего артиста, которое в то время уже занял Ром. В годы, когда многие довольствуются тем, что живут воспоминаниями о прежних, уже засохших лавровых венках, Порто продолжал сохранять на арене неизменную доверчивость и необыкновенное простодушие -признаки молодости духд..

Надо сказать, что в частной жизни Порто был, пожалуй, еще наивнее, чем на арене. Он оставался большим ребенком, славным малым, прекрасным товарищем - таким, каким он был от природы. Он соглашался быть одновременно и героем и жертвой смешных приключений, он предпочитал терпеть страдания от низости и лицемерия, царящих в мире, лишь бы не причинять страданий другим. За пределами цирка Порто не был счастлив. Он знал, что его обманывают, но относился к этому с улыбкой. То была мудрость. Впрочем, некоторые назовут это иным словом.

Все эти черты превратили Порто в того, кем он был.

Комедия характеров постепенно вытесняет из цирка комедию, построенную на пощечинах. Порто, мастер комедии характеров,- прямой потомок комедиантов Бургундского отеля; это было явно до такой степени, что некоторые режиссеры подумывали о том, чтобы пригласить его на исполнение ролей в комедиях Мольера. Порто не был ни прыгуном, ни каскадером, ни музыкантом, потому-то он с таким страстным волнением настоящего комического артиста и выступал в клоунадах.

Те, кто, стремясь заменить Порто, вызывает его призрак, не должны этого забывать. Это относится и к Рому, которого многие с полным основанием называют возможным наследником Порто. Подобно Гроку, Ром обязан цирку всем своим успехом. Он уже теперь превосходит Порто тонкостью и остроумием; но сравнится ли он с ним когда-нибудь как артист-комик в самом высоком понимании этого слова?

Место комического артиста, выступающего на арене цирка, которое принадлежало Порто, пока что свободно. Кто займет его? На этот вопрос может ответить лишь будущее.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14