Немецкий буффон. После того как Ганс Вурст был вытеснен с немецкой сцены труппой Готшеда и благодаря усилиям г-жи Нейбер в моду вошла классическая драма, широкая немецкая публика долго искала себе буффона по нраву и наконец обрела его в лице Кашперля, этого австрийского варианта старого Ганса Вурста. Создателем этого амплуа считается комик К. Ларош (ум. в 1807 г.). Кашперль долгое время царил в Леопольдштадттеатре в Вене вместе со своим партнером Таддадлем, комическим персонажем, заимствованным из народной венской драмы; последним известным исполнителем этой роли в народных драмах был Антон Газенгут (ум. в 1741 г.). Известны также образы Липерля и Штаберля - буффона, созданного А. Баурле как тип местного буржуа: он придал ему облик фабриканта зонтиков, который, попадая в различные необычайные положения, на первый взгляд ведет себя крайне неумело, но в конце концов благодаря здравому смыслу торжествует над обстоятельствами.

Когда Вильгельм Квалитц в 1846 году дебютировал в цирке Ренца, он почти тотчас же приобрел исключительную популярность. Квалитц родился в 1819 году. Сначала он был художником-декоратором, затем сделался учеником Рудольфа Брил-лофа, прославленного наездника, который был учителем старого Ренца и директором труппы наездников короля Пруссии.

Одаренный удивительной способностью к имитации, Квалитц прославился как комик, который мог, не повышая голоса, покорять публику. Он с большим успехом выступал в пародии «Пепита» и с неподражаемым комизмом изображал робкого конькобежца, отважившегося выйти на лед.


Клоун - синтез ныне исчезнувших буффонов. В этом отношении интересно привести некоторые даты. Вильгельм Квалитц выступает у Ренца в 1846 году. Ориоль, который оказал влияние на артистов всех цирков Европы, выступал на арене того же цирка в 1847 году. Когда он возвратился в 1860 году в Париж, там только что сошли со сцены Кемп и Босуэлл, блистательные выступления которых породили традицию, школу, моду. В цирке, где подражание знаменитым артистам сочетается со стремлением сохранить свою творческую индивидуальность, новый тип клоуна мог возникнуть только в результате синтеза различных тенденций.

Почвой для его возникновения послужили и веселые манеры немецкого шута, его порою грубоватые шутки и остроты, его акробатические способности, проявлявшиеся в забавных курбетах, и болезненный юмор английского клоуна, его мрачная эксцентричность, неожиданные выходки и лукавое краснобайство, и поразительное искусство французского буффона, его постоянное стремление в высшему мастерству, к преодолению всех трудностей. Все эти качества комиков разных стран образовали сплав, который, откристаллизовавшись, послужил основой для развития клоуна современного цирка.

Страницы 1 2 3 4 5 6 7