В то время как другие клоуны вновь сколачивали распавшиеся пары и продолжали свой путь с того самого места, где он был прерван четыре года назад войной, Фрателлини отказались от антре с участием двух артистов. Они считали такие антре ребяческой забавой, номером, в котором невозможно сохранить дух содружества, товарищества, взаимного подчинения,-условий, обеспечивающих длительный успех. Ведь клоун, упивавшийся собственным красноречием и величием, и рыжий, поглощенный своими лукавыми выходками, думали не столько об успехе номера, сколько о том, чтобы превзойти друг друга.

Сколько пар, сколько трио клоунов потерпели неудачу и распались потому, что они не поняли важнейшего, быть может, единственного урока, который следовало извлечь из ослепительной карьеры Фрателлини! Этот урок состоит в том, что необходимо, не считаясь с собственным самолюбием, жертвовать личным успехом в интересах успеха группы, ибо это -единственное надежное средство одержать верх над соперниками.

Фрателлини не позволяли себе никаких срывов. Они представляли цельную глыбу, в которой невозможно было отыскать никакой трещины. Их братские сердца избавляли артистов от зависти друг к другу и от ложного самолюбия. Каждый из партнеров был заинтересован в успехе другого, ибо игра каждого содействовала славе и триумфу всего трио. Их общие усилия завоевали расположение публики, и Фрателлини отвечали на это расположение новыми усилиями, артисты старались отплатить зрителям, отблагодарить их за то, что те не уставали проявлять интерес к работе клоунов и осыпать их похвалами. Но все это было не главным, успех трио зависел прежде всего от однородности, от слияния индивидуальностей трех артистов, которые, в сущности, составляли единое целое.

Откуда они появились? Они были пленниками собственной известности, и сегодня трудно проследить начало их карьеры. Рассчитывать на помощь самих Фрателлини не приходится: Пьер Мариель, посвятивший им книгу, оставил без ответа вопросы, которые уместно было бы поставить перед Фрателлини, для того чтобы лучше определить характер их деятельности и их своеобразие. Ныне, после появления работы Мариеля, Фрателлини чувствуют себя связанными утверждениями ее автора и отказываются сообщать сведения, которые противоречили бы тому, что в «Истории трех клоунов» выдается за правду.

Однажды нам пришлось обратиться к Полю Фрателлини с просьбой сообщить некоторые данные о начале их деятельности. Артист ответил нам со своим характерным итальянским акцентом:

- Познакомьтесь с книгой Мариеля. Он знает об этом больше чем мы.

Вот почему мы обращались к этой книге и черпали оттуда подробности из жизни клоунов, не проверяя их; мы удовольствуемся тем, что будем указывать в примечаниях на те противоречия, которые бросаются в глаза.

Густаво Фрателлини, отец братьев Фрателлини, родился, по свидетельству современников, во Флоренции в 1842 году. Здесь он и учился в небольшой семинарии, где был пансионером.

После семинарии он решил посвятить себя медицине и поступил в университет, но затем примкнул к освободительному движению, которое привело к торжеству единства Италии. Вскоре Густаво Фрателлини покинул Флоренцию и вступил в один из гарибальдийских легионов помощником лекаря. В 1860 году он принимал участие в военной кампании против Бурбонов, правивших в Неаполе, а в 1866 году - в военной кампании против Австрии.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14