Если Поль Фрателлини, выступавший в костюме традиционного рыжего, и походил на какого-нибудь определенного комика, то это был не кто иной, как синьор Тонино Бонаграциа, персонаж венецианской комедии, который в своем парадном костюме, украшенном медалями, брелоками и безделушками, и в треуголке походит одновременно на церковного привратника и опереточного жандарма. Но Поль Фрателлини не стремился к подобному сходству. Для того чтобы воплотить какой-нибудь новый образ, и при этом значительный, ему нужно было искать прототип в народной среде. Так что ни нотариус, ни адвокат, ни учитель не могли подойти ему. Ошибка, допущенная Э. де Перродилем, видевшим в Шоколаде-отце создателя персонажа, способного занять место рядом с Панталоне или с Доктором, вновь повторялась в отношении Поля Фрателлини.

Поль Фрателлини создавал обобщенный сатирический образ, его можно было принять за адвоката в такой же мере, как за нотариуса, служителя похоронного бюро или за учителя, а то и просто за псевдоученого шарлатана. Человек ограниченного ума встречается во всех слоях общества, зрители цирка потешаются над ним, независимо от его облика, потому что в нем воплощены смешные стороны человеческой натуры.

Недоразумение, в силу которого утверждали, будто Поль Фрателлини воплощает тип «интеллектуального» клоуна, порождалось тем обстоятельством, что он любил книги и собирал их с неутомимым терпением, даже со страстью. Поль действительно интересовался историей своей профессии, а это хорошо характеризует каждого труженика, в том числе и клоуна, и свидетельствует о том, что он обладает умом ищущим и любознательным. Поль Фрателлини собирал документы, относящиеся к цирку, в его библиотеке было много книг о мимическом искусстве, о гриме, об акробатах и наездниках. Если он не всегда проявлял безошибочное чутьё, то, во всяком случае, упорно собирал и собрал целую библиотеку по истории французского театра, которая наполняла завистью его собратьев: вдохновившись его примером, они также принялись коллекционировать книги. Таким образом, Поль Фрателлини, слишком честный и простодушный, чтобы корчить из себя ученого, прослыл им. Вот почему, принимая во внимание характер его досуга и характер его сценической деятельности, можно допустить, что Поль Фрателлини действительно был способен создать образ «интеллектуального» рыжего, который получил право на жизнь наряду с шутами, эксцентриками и буффонами. Наблюдая, как некоторые критики в двух строках объясняют, каким образом создается номер клоунады, не приходится ничему удивляться.

Первый шут в итальянской комедии масок воплощает динамический элемент, второй шут - элемент статический. Традиционное сочетание двух этих персонажей - хитрого проныры и деревенского увальня, дополняющих друг друга,- одно из самых больших достижений итальянской комедии.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14