Мы так подробно остановились на антре «Фортепьяно», потому что оно может быть приведено как характерный номер комического искусства Грока. Именно в этом номере он выказывает свои исключительные мимические способности. Большинство других номеров его репертуара относится к чисто музыкальной пантомиме. Многие номера Грока были записаны на граммофонные пластинки фирмой «Одеон». Вот несколько примеров: «Маленькая скрипка», «Кларнет», «Тирольская песенка», «Фортепьянные опыты», «Скрипка и фортепьяно» («Паганини»), «Концертино», «Квартет на кларнетах».



Однако антре «Фортепьяно» не было столь неизменным, как может показаться из его сухого описания. Грок - и автор и исполнитель - изменял характер своих номеров в зависимости от потребностей и обстоятельств; они очень мало походили на те номера, которым Грока научил Антона. В результате двадцатипятилетней работы Грок внес в них столько оригинального, столько своего, что в значительной мере видоизменил и их колорит и композицию.

В антре «Фортепьяно» широко проявились фантазия Грока и его исключительные дарования клоуна: он выступает как прыгун, жонглер, говорящий клоун, эксцентрик и мим.

Поначалу это антре было лишь поводом для комического представления, сопровождавшегося внешними эффектами, и такие клоуны, как Маленький Уолтер и Антонэ, вполне этим довольствовались. Маленький Уолтер выступал с этим номером в Новом цирке. По словам Лаваты, он дебютировал в скетче, действие которого происходило в каком-то баре. Исполнив несколько английских тустепов в сопровождении двух негритят, которых ангажировали для этого по его просьбе, Маленький Уолтер садился за фортепьяно. И тогда, прибавлял Лавата, он исполнял номер, который, за исключением нескольких деталей, в точности походил на номер, принесший позднее успех Гроку.

Маленький Уолтер с необычайным блеском проделывал все эксцентрические трюки: брал невероятные аккорды, совершал глиссандо, исполнял стремительные пассажи, извлекал из корпуса фортепьяно крысу, кошку, башмаки - и все это в духе карикатуры.

Грок как-то рассказал, что, исполняя вместе с Антонэ антре «Фортепьяно» в 1911 году в Берлине, он со своим партнером потерпел неудачу, и это лучше всяких советов помогло ему понять, в чем их ошибка.

Как мы уже говорили, прежде это антре называлось «Кубелик и Рубинштейн».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18