Вскоре Годзини и Дарио покинули Геную и поступили в цирк Алегриа; то был испанский цирк, гастролировавший в Ницце. До сих пор все складывалось наилучшим образом. Однако выступая в Марселе, в Пале де Кристаль, они потерпели полнейший провал, и директор цирка немедленно расторг контракт; упавший духом Годзини покинул своего ученика на произвол судьбы. Но Дарио не пришел в отчаяние. С ним был его аккордеон, и юноша играл на террасах кафе вплоть до того дня, когда удача вновь улыбнулась ему: Годзини, ангажированный цирком братьев Леонар, разыскал Дарио на городской площади.
Они выступали в Баньер-де-Бигорр в рождественские праздники и в новогодние дни. Но дела их и здесь были отнюдь не блестящи. Дарио получал жалкие гроши и жил впроголодь. Тем не менее поздравляя своих родителей с Новым годом, он описывал свою будто бы веселую и безбедную жизнь; ему не хотелось огорчать стариков, полагавших, что их сын счастлив и ни в чем не нуждается. Когда праздники кончились, разразилась катастрофа. Цирк Леонар очутился в таком безнадежно тяжелом положении, что дирекция вынуждена была распустить труппу, и все без исключения артисты перебрались со своим реквизитом в цирк Плеж, незадолго до того обосновавшийся в Бордо. Обычная картина злоключений провинциальных цирков! Выступающие в них артисты никогда не бывают уверены в завтрашнем дне. Вскоре и Плеж потерпел банкротство, и все артисты очутились на мели; Годзини под влиянием жестокой нужды совершил некрасивый поступок: похитив у Дарио аккордеон, единственный источник заработка молодого человека, он уехал в неизвестном направлении. Но и на этот раз Дарио, оставшись в полном одиночестве и без всяких средств к существованию, не поддался отчаянию. Он пешком направился в цирк братьев Леонар и рассказал там о своих злоключениях. Директора цирка спросили юношу о его дальнейших планах. Его откровенность произвела на них впечатление; они посоветовали ему возвратиться в Ливорно и отказаться от профессии, которая принесла ему уже столько невзгод. Однако Дарио выказал столько решимости преодолеть все препятствия, что братья Леонар в конце концов согласились взять его в ученики. Полгода спустя Дарио дебютировал как рыжий. Одновременно он продолжал совершенствовать свой музыкальный номер на бубенчиках, свистках и губных гармошках, который и поныне входит в его репертуар. Братья Леонар обучили его эквилибристике, прыжкам, и он с успехом начал выполнять акробатические упражнения на лошади и на кольцах и вскоре уже выступал в пантомимах. За свой труд Дарио не получал никакого вознаграждения. Все, что ему полагалось,- это немного картофеля и литр молока в день, причем юноша сам должен был приготовлять себе еду. Об этом периоде, продолжавшемся целых четыре года, артист на всю жизнь сохранил горькое воспоминание, которое придает оттенок грусти его самым дружелюбным улыбкам. Вполне возможно, что печальная нота, часто звучащая в выступлениях Дарио, свидетельствует о том, что годы нужды оставили неизгладимый след в его душе. |