Уже в цирке Франка Броуна Чератто был любимцем публики, несмотря на то, что одновременно с ним здесь выступали более прославленные соперники. Тем не менее его успех еще не был повсеместным, и в Париже о нем почти ничего не знали. Чератто был признан одним из наиболее оригинальных артистов цирка лишь с того момента, когда Дарио стал его партнером.
Чератто создавал весьма своеобразный персонаж. Небольшого роста, коренастый, мускулистый, с глазами навыкате, он играл без особых усилий людей раздраженных и злых. Цирковое искусство основывается на разумном использовании индивидуальных качеств артиста, и Чератто не был исключением из этого правила. Казалось, он постоянно находился в возбужденном состоянии и готов был каждую минуту выйти из себя. Среди своих товарищей, которые нимало не щадили Чератто и за пределами арены намеренно отравляли его существование малопохвальными шутками, он слыл человеком с дурным характером. Это частично сказывалось и на его поведении на арене. Чератто придумал себе оригинальную маску. На голове у него красовался зеленый лохматый парик, лицо кирпичного цвета постоянно улыбалось, сверкали удивительно круглые глаза и золотые зубы. Он появлялся перед публикой, сгибаясь под тяжестью корзины с винными ягодами. Почему ему казалось оригинальным появляться с этой корзиной, от которой он при первом же удобном случае избавлялся? Никто, в том числе и он сам, не мог бы этого объяснить. Как только Чератто выходил из-за кулис, у публики создавалось впечатление, что им владеет негодование: должно быть, с артистом произошло что-то неприятное и он до сих пор не пришел в себя. Он был настороже, озирался, подозрительно смотрел на партнера и, заикаясь, внезапно разражался целым градом слов. Его простодушная физиономия выражала сильное удивление; саркастическим замечаниям своего партнера Чератто противопоставлял самые простые реакции - в них сказывался его свирепый нрав и упрямство. Выступая вместе с Дарио, Чератто добился прочного успеха. Клоун всегда имеет право отнести на свой счет часть похвал, которыми награждают рыжего. Дуэт Дарио - Чератто с честью выступал на той арене, где играли такие признанные знаменитости, как Рико и Алекс. Вот почему, когда Манрико Мески возвратился из армии, для Дарио не могло быть и речи о том, чтобы расстаться с партнером, который так хорошо понимал и слушался его; Чератто, находившийся в полном расцвете творческих сил, вносил в их работу на арене столько смешного! Хотя Манрико обладал всеми качествами, необходимыми для хорошего рыжего, он не мог соперничать с Чератто. Содружество Дарио - Чератто пользовалось заслуженным уважением, и разрушить его было бы грубой ошибкой. Дарио сумел отбросить семейные соображения и сохранил верность своему партнеру. Манрико сделал то, что ему оставалось: он попытался выйти из затруднения собственными силами. Вскоре клоун Леандр, первоклассный прыгун, выступавший в цирке Пиндера, предложил Манрико стать его партнером. Во время одного нз прыжков Леандр вывихнул себе колено. Этот несчастный случай заставил его отказаться от акробатики. Артист надеялся, что он без труда сделается клоуном. Подобно многим своим коллегам, он наивно полагал, что для клоуна важнее иметь хороший костюм, чем талант. Поэтому Леандр необыкновенно заботился об элегантности своих костюмов и обладал богатейшим гардеробом. Ему удалось заинтересовать Эмилио, режиссера в цирке Медрано, и он получил разрешение выступить с номером в содружестве с Манрико Мески. |