Приключения пьяного часто служили материалом для интермедий. За примерами идти недалеко: в истории современного цирка наездница Антуанетта Луайяль, по прозвищу Лери Луайяль, выступала с акробатическим номером на лошади, изображая пьяную женщину. В этом номере, называвшемся «Опьянение шампанским», участвовал ее отец Гугу Луайяль; известный клоун стоял на манеже с бичом в руках, и каждый раз, когда лошадь отдыхала, дочь и отец прикладывались к бутылке с шампанским, все больше пьянели, все менее твердо держались на ногах и вели себя с каждой минутой все смешнее. В конце концов и наездница и ее ассистент совершенно теряли равновесие. Однако Лери Луайяль продолжала свои упражнения на лошади: ей удавалось сохранять неустойчивое равновесие лишь потому, что умное животное было великолепно выдрессировано; это, в конечном счете, и требовалось показать. Участники этой пантомимы были хорошо одеты. Да и опьянение шампанским доступно лишь богачам и не имеет ничего общего с тем опьянением, которое может позволить себе пьянчужка с красным носом.
Самым знаменитым «пьянчужкой» во Франции до Барио был Жермен Аэрос. Он изображал добродушного пьяницу, который старается влезть на натянутую проволоку, чтобы продемонстрировать на ней акробатические упражнения. Долгое время артист вертится вокруг столба, к которому прикреплен конец проволоки, как пьяница кружится вокруг газового фонаря; он приносит колченогий стул, хлипкий столик, бочку без днища, расшатанную лестницу, громоздит все эти предметы друг на друга и взбирается по ним все выше и выше, пока... не оказывается на земле; он тут же поднимается и, покачиваясь, движется развинченной походкой, размахивая руками, как паяц, которого дергают за веревочку. После каждого падения у него вырывается восклицание, свидетельствующее об удивлении и негодовании: - Черт побери, старина! Как не везет! Это восклицание вызывало почти такое же веселье у публики, как и необыкновенное проворство Аэроса: лежа на земле, он удивительно ловко увертывался от падавших на него бочки, стула, столика, лестницы. Наблюдая прыжки, кувыркания, сальто, пируэты, скольжения, которые стремительно демонстрировал Аэрос, можно было хорошо понять, что означает на цирковом языке слово «каскадер». После всех этих комических упражнений, казалось совершенно естественным, что Аэрос без видимого труда уверенно сохраняет равновесие на натянутом канате, куда он с такой отвагой стремился. Номер заканчивался тем, что артист танцевал джигу на канате, продолжая изображать пьянчужку, который сам не понимает, как ему удалось восторжествовать над всеми препятствиями, над этими непокорными, валившимися на него предметами. Вполне возможно, что Барио, приехавший в Париж, когда Аэрос демонстрировал свой номер, испытал на себе влияние образа безобидного пьяницы, непременного участника престольных праздников. Кстати сказать, не один только Барио изображал на арене пьяницу. Датский рыжий Мигие, выступавший вместе со своим сыном и Гарольдом Мадзеном, также заинтересовался этим образом, и трудно сказать, кто - Мигие или Барио - первый привел пьянчужку на манеж цирка. |