Барио утверждает, что когда он впервые увидел в Париже артиста, вдохновившего его на создание образа пьяницы (быть может, речь идет об Аэросе?), Мигие был еще наездником. Вполне возможно, что Мигие, со своей стороны, вдохновлялся воспоминанием о номере Лери Луайяль, известном в цирках Северной Европы. Не одни только клоуны подражают своим коллегам. Наездники при случае делают то же самое. Трудно сказать, кто на кого влиял: Мигие на Барио или наоборот. Барио признает, что заимствовал у Мигие его манеру гримироваться, в частности, пышные усы, которыми тот скрывал заметный шрам на верхней губе: шрам этот был результатом падения с лошади, после чего Мигие отказался от профессии наездника.
Если Барио и подражал Мигие, то лишь его костюму и внешним манерам. Но что бы ни говорили, никто, кроме Варио, не создавал образа пьянчужки, который вызывал бы такие симпатии зрителей благодаря своему естественному поведению и способности легко относиться к жизни. Больше того, найдя нужную ему схему образа, Барио не превратил его в застывшую маску. Созданный им персонаж занял место в комической клоунаде без ущерба для ее дальнейшего развития. Его пьяница никогда не бывает пьяным. Барио изображает, можно сказать, раскаявшегося пьяницу; в каком бы обличье ни представал перед нами Барио, мы всегда угадываем в нем черты излюбленного им персонажа, не вызывающего у нас недоброжелательства. Существует множество клоунов и комедиантов, которые, то и дело меняя костюмы, неизменно создают один и тот же образ. Вот почему достоин похвалы Барио, который, почти не изменяя внешнего облика, создает все же отличающиеся друг от друга образы. Так, например, в антре «Пирожные» Барио появляется на арене в белом переднике и колпаке. Но в каком бы виде он ни появлялся - в костюме ли ученика булочника, комиссионера или полицейского - мы всегда вспоминаем о добродушном пьянчужке. Чтобы сделать образ полнокровнее, Барио заботился о соответствии своих реплик той роли, какую он исполнял на арене. Артист с самого начала не забывал об этом. Он подслушал на улице полдюжины метких фраз, которые и произносил с соответствующей интонацией в различных положениях. С их помощью Барио подчеркивал свои удачи или злоключения. Попытаемся воспроизвести здесь по памяти некоторые из них: «Стало быть, ты смеешься надо мной!», «Этос каждым может случиться», «Нет, ты на меня даже не посмотрел!», «Ну и ну! И о чем ты только думаешь?» И так далее. Фразы эти уже сами по себе вызывали смех у публики. Их не так просто забыть. Барио неожиданно произносил их самым естественным тоном посреди длинного периода, придававшего его роли героико-комиче-ский характер. Вполне понятно, что фразы эти, выпадавшие из строя его речи, рождали бурное веселье у зрителей. В пародии «Гамлет» диалог между Барио и Ромом ведется в шутливом стиле, порой очень образном, но иногда отличающемся беспомощными, а то и просто нелепыми оборотами. Пародия эта сохраняет в известной мере трагический колорит; в ней соединены вместе сцена на кладбище и сцена дуэли, но клоуны неожиданно превращают эту сценку в фарс: - Гамлет! Это я! Ты узнаешь меня? - Я тебя никогда в жизни не видел. - Нет, видел: я призрак твоего отца!.. - А где твоя сестра? - Я жажду крови. - Ну что же! Отправляйся на бойню... - Не дожидайся завтрашнего дня... - Взгляни-ка, что за руки у меня. - Гамлет! Убей меня! - Что это тебе в голову пришло? |