Когда Барио обзаводится аксессуарами, руки его теряют свою выразительность, и тогда артисту приходится компенсировать это, добиваясь комизма нарочитым нагромождением предметов. Так, в сценке «Фотограф» Барио появляется, держа в руках резиновую собаку, зонт, необъятный чемодан и клетку, где вместо канарейки висит старый башмак.
Барио подкрепляет свои жесты несколькими стереотипными фразами; его эмоции бурно проявляются, он, выражаясь языком кино, подает их крупным планом. «Кто руками говорит, тот в гостиной не сидит»- гласит старая поговорка. Почти аристократической сдержанности своего брата Барио противопоставляет лукавую игру, грубую шутку, жизнерадостность свободного от условностей люда; его герою нужно лишь захмелеть, и тогда он уже не знает никакого удержу. Если претенциозный и незадачливый щеголь, созданный Маленьким Уолтером, мог без труда проникнуть на театральную сцену, потому что похожие на него люди встречаются в различных кругах общества, то тип подвыпившего весельчака, воплощенный Барио, был интересен значительно меньшему числу зрителей. Он приемлем и забавен лишь тогда, когда действует на улице, в *Людных местах. Этот персонаж - в некотором роде современный вариант клоуна давней поры. Ведь поначалу клоун выступал в обличье оторопевшего крестьянина, который приходил в город, привлеченный зрелищем ярмарки; фарсовые актеры сделали его мишенью своих насмешек, а позднее предоставили ему более почетное место на подмостках своих балаганов. Прошло всего лишь столетие, и балаганные подмостки уступили место цирковой арене, а ярмарочные празднества - рождественским праздникам. Когда клоун появился на манеже цирка, его давний предок, крестьянин, был уже позабыт. Клоун вытерпел немало обид и оскорблений и в конце концов облагородился. Но он еще не отплатил горожанам за то, что они в свое время досаждали ему. И вот он получил, наконец, возможность взять реванш: он создал образ пьяницы. В самоме деле, завоевав город, цирк долгое время не знал образа горожанина, принадлежащего собственно цирку. Образ мастерового человека не дает возможности высмеять недостатки и забавные черты горожан. Другое дело пьяница, который пользуется хмельным состоянием как маской, чтобы выразить сокровенные желания своих близких. Он во многом напоминает былых шутов королей: если ему и не все позволено, то многое прощается. Оговоримся сразу, что пьяница не играет в цирке социальной роли, он не должен никому мстить за дурное обращение или за продажность; его интересует только одно: вкусно поесть и выпить. Но, увы, забота о желудке -первая забота наших современников, сказал бы Рабле. Вот почему зрители, переполнявшие цирк, оказывали Барио хороший прием. Было немало споров о том, кому должна принадлежать честь считаться создателем образа пьянчужки; многие оспаривали значение Барио в этом деле. Кстати, сам Барио никогда не претендовал на то, будто одному ему принадлежит заслуга создания этого типа. Он понимал, что это не так. Мы уже говорили о том, что в пору зарождения рыжего клоуна, возможно, существовал завсегдатай цирка, человек, вечно находившийся под хмельком, которого опьянение делало похожим на идиота. Цирковой образ пьянчужки является полной противоположностью этому напившемуся до одурения человеку: он, напротив, весел и оживлен. |